домашняя страница литературного клуба о сети участники сообщества события сети FAQ
входрегистрация


"Александр Попов"

Александр Попов

 администратор сети (журналист, Кишинев)

 

контакты       события сайта

кто в сетипосты

Александр Медведь, читатель Шишкова Алла Петровна, журналист Давыдова Юлия, журналист Дмитрий Чавыкин, журналист Михаил Петров, журналист Oxana Gylca, журналист Мария Дутко, журналист
Владимир Попов, журналист Олег Панфил, писатель Алексей Панов, журналист Оксана Темнова, журналист Олег Краснов, писатель
















администратор социальной сети для журналистов
редакция социальной сети для журналистов


adminтекстыпублицистика


Организация современного русскоязычного поэтического пространства

тезисы для тематического круглого стола в рамках поэтического фестиваля "Акценты"

В 

Характер организации группы определяют цели, которые поставлены перед сообществом или характер угрозы, от которой оно защищается. Современная русскоязычная поэзия и сопутствующий ей очень малый бизнес ищет свои цели в пост-идеологической реальности, которая на поверку оказалось реальностью заимствованного рыночного мифа и, по сути, дефицитом любых идей кроме идей потребления.
Под идеологией я подразумеваю, во-первых, классическое: систему взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
И, во-вторых, тот творческий дискурс, общественную дискуссию, общественное со-мнение, которое приводит к созданию «системы взглядов» и к которой, несомненно, имеет отношение поэты, как курьеры языка.

Поэзия как форма клубной жизни, множество литературных премий, сеть небольших издательств: всё это за последние 25 лет стало достойным воплощением эстетических и материальных потребностей бывших советских людей в рыночной реальности. И у большинства из них – из нас – была устойчивая аллергия на идеологию. Рынок не рассматривался как новая тотальная идеология, скорее как данность. И уж совершенно точно на уровне общественного запроса не было надобности в новой идеологии. Идеи нужны были меньше, чем бензин.

Хороший поэт предлагает свой миф, свою организацию взгляда. Творчество его вне идеологии, оно предваряет идеологию. Как рыбак, который уходит далеко в море и возвращается с уловом и приносит вместе с уловом взгляд извне: на целостность и раздельность жизни здесь, на потребность в хорошей литературной критике, на устройство общества и столкновение разных общественных моделей.

Кроме высших сил в эффективной организации окололитературного пространства, в частности поэтического, заинтересованы: российское государство, издатели, авторы, читатели.

Современный читатель ждёт реального шоу. Только текста ему, как правило, недостаточно. Организация и характер этого шоу определяется «доминирующим мифом». Принципиально новые шоу не только предлагают свой миф, но и прикасаются к новым «точкам воздействия», к разным сторонам нашего существа. И организация поэтического пространства, как и всей литературной жизни, должна учитывать эту новую множественность, для того чтобы успешно бороться за внимание читателя с новыми технологиями воздействия.

Издательские организации существуют в реальности рыночного мифа, авторские – в пространстве мифа о любви к искусству, государственные – в предрассветной необходимости идеологии или чего-то подобного. В качестве подобия используются военно-патриотические песни и пляски, но это, наверно, временное решение. За неимением лучшего и проверенного.

Тему этого круглого стола делает актуальной, на мой взгляд, именно потребность в новом характере шоу, которое включало бы в себя: глобальность идеологического подхода, рыночную детализацию, не слишком обременительную тягу к прекрасному… И, по возможности, алертность к настающему, готовность к новому и неизвестному мифу, который может принести с собой любой младенец.

Как известно, отношения не могут основываться на
зыбком фундаменте из любви и романтики. Секс и наркотики – вот надёжная основа
для отношений.
Окололитературные отношения и характер организации этих отношений определяются одним из трёх мифов или симбиозом таковых: рынок, эстетика, идеология. Думаю, что сегодня ни одна литературная организация, ни одно событие не может быть современным не определив свою позицию в каждом из этих пространств: идеология, рынок, эстетика. Эстетика, рынок, идеология. В любом порядке.

Новизна ситуации, которую инициировали где-то на самом верху, отодвинув рыночную реальность геополитикой, именно в обозначившейся необходимости идеологии. Для поэтов в этом нет никаких новостей: рождение текста, стиля, слова определяется внутренней идеологией автора, намерением его творчества. На уровне общей реальности это тоже, как бы, не новость, многие это понимали и раньше. Но «идеологический импорт» позволял игнорировать таковую потребность. Не было достаточной пустоты в общественном со-мнении.

Как это происходило и отчасти происходит на практике? Авторские сообщества производят патоку любви к искусству и личных симпатий-антипатий. Акцент на поиске новых смыслов и актуальных критериев качества текстов пробивается в реальность через эту патоку. Этот необходимый акцент укрепила бы претензия на литературную школу, связь с литературными традициями: всё то, чего было в избытке в идеологической системе дистилляции смыслов.

Издательские сообщества с трудом производят нечто системное для всех, поскольку вполне справедливо подозревают друг друга в корысти и продвижении на рынке своих брэндов. Издатели тоже нуждаются «во взгляде со стороны», в весомых и достоверных стимулах для того, чтобы приподняться над реальностью рынка. Сегодня издательства это сугубо рыночные единицы.

Читательские сообщества всегда готовы освоить новые увлекательные смыслы, новую силу текстов, авторов и предложенных ими шоу. Такие сообщества собственно и создаёт эта сила, ставшая частной идеологией или частностью новой идеологии.
Образно говоря, для массового читателя поэзия в рыночном мифе это «сделайте мне так, чтобы душа развернулась и свернулась». В идеологическом: ваша душа разворачивается, сворачивается и продолжает движение в заданном направлении. В пост-идеологическом: если сделать так, то ваша душа развернётся в эту сторону, если сделать вот так, то в другую; ваша душа сложная штука и ею можете манипулировать и вы сами, и другие. Вы понимаете?

Примерно так выглядят обстоятельства в которых, на мой взгляд, актуальны формы новой литературной критики, рассматривающие событие текста «со всех сторон». С пониманием, что сторон может быть больше чем мы предполагаем.
Исходя из этих предпосылок, мы с коллегами по литературному цеху предложили и пробуем, в частности, реализовать два проекта:

1. Журнал «Современный русский». Основное направление: объединительные тренды русскоязычного пространства, новые смыслы, намерения, мифы предлагаемые этими новыми объединительными тенденциями. Характер целостности этого пространства: что пишется слитно и что раздельно. Точки обновления этой целостности. Заявка на издание этого журнала была подана в «Русский мир» и получила после шестимесячного рассмотрения почётный статус «не может быть рассмотрена».
2. Журнал «Диванные критики».
Полное название «Диванные критики современной литературы и невыразимо сложный реальный мир».
Основное направление: полноценная и полезная полемика. Обсуждение текстов, книг, авторов, издателей и всего, что интересно людям читающим книги.
Отличие от сетевой полемики: отбор самых интересных и «богатых смыслом» комментов, поощрение объективного рецензирования с точки зрения литературной традиции, предлагаемой автором идеологии и эстетики.
По-возможности: поддержка современной литературной школы, критики необусловленной только групповой эстетикой (реальностью частного литературного сообщества), идеологией или рынком, но учитывающей таковые. Например, литературную историю и традиции конкретного города и страны, которые автор считает своей родиной. Издание первого номера этого журнала планируется осенью 2015 года.


В 

В 
В  admin (журналист, Кишинев)
22.05.15
В 
В В В В В В написать автору В В В В В В В В комментировать
















статьи   
посты   
инфо сообществ   
объявления   
услуги   
 





история admin в сети

избранное (1)
admin рекомендует (6)

друзья и коллеги admin

активные сообщества, в которых участвует admin





Искать информацию


новости сети
избранное участниками
рекомендуют читать

книги для журналистов

Проекты

Журнал "Современный русский"
читательские клубы газет и журналов
Санкт-Петербург Кишинёв Киев Москва

адрес для контактовЛаборатория проектов